"Случайные" песни
Вы находитесь: Археология.PУ / Археологический фольклор
В этом разделе: Песни Донецкой средневековой археологической экспедиции | Студенческая классика | Современная анакреонтика | Литературный цикл | Историко-культурные сюжеты | "Случайные" песни | Общая классика | Северо-Запад | Юг | Фанагорийский фольклор | Песни Александра Горского | Песни Дмитрия Васильева | Песни Олега Иосифовича Иохведсона | Песни Сергея Кузьмина
Нет возможности, да и необходимости приводить здесь все городские песни, которые звучат в экспедициях. Выше намечены наиболее заметные их группы, причины присутствия которых в репертуаре именно археологов более или менее ясны. Бывают случаи, когда песня задерживается в репертуаре какой-либо экспедиции в силу субъективных причин (авторитет главного исполнителя или начальника, воспоминания, связанные с песней и т.п.). Но иногда случается и так, что песня стабильно присутствует в репертуаре многих экспедиций почти без всяких на то видимых причин. В таком случае остается только констатировать факт.
В Древней Полоцкой Софии
На мотив песни о нечистой силе В.Высоцкого. Записана в экспедиции Ленинградского Университета в дер.Хутынь (Новгородская обл.) в 1981г. Прислал Shurygin Alex, Израиль
Am Dm
В древней полоцкой Софии уж который год подряд
G C
Приезжают из России и упорно ищут клад
Dm Am
Смотрят злобно, исподлобья, словно вороги,
E Am
А зовут они себя археологи ...
Dm E Am
Страшно, аж жуть !
По утрам со страшной силой принимаются копать,
В развороченных могилах собирают черепа.
А потом их продают по сту рубликов
Покарай их всех господь, богохульников !
Страшно, аж жуть !
Самый главный бегло взглянет, напуская умный вид.
Он на край раскопа встанет и мудрено говорит
И чего он, в самом деле, распинается ? -
Будто правда в чем-нибудь разбирается.
Страшно, аж жуть !
А под полом, сев на пятки и уняв дрожанье рук,
Ищут кисточками в кладке замурованный сундук.
Тут не кисточками надо - надо молотом,
А иначе не найти в кладке золота.
Фудзияма
Публикуемый текст "южного варианта" записан в 1994 г. в Мирмекийской экспедиции ИИМК РАН (нач. экспедиции Ю.А. Виноградов), "северный" вариант публикуется по списку из рукописного сборника В.Н. Мордвинцевой.
Уникальность песни состоит в том, что она присутствовала во всех без исключения экспедициях, с репертуаром которых составителям довелось познакомиться. Вторая ее особенность состоит в том, что у этой песни практически нет вариантов - имеются два независимых, несводимых один к другому текста, причем в причерноморских экспедициях преобладает один из них, а в северо-западных - другой. И, наконец, третья особенность песни: ее ни разу не удалось зафиксировать за пределами археологической среды: если такие фиксации и были, то каждый раз оказывалось, что информант узнал песню от знакомого, бывавшего в археологических экспедициях.
"Южный" вариант
Он бессвязно шептал про любовь
И портреты с обоев срывал,
И по стенкам разбрызгивал кровь,
Когда кишки стамеской вскрывал.
А ведь в ней он не чаял души:
Тот платок - это память о ней.
Он немного себя придушил -
Он хотел, чтобы было верней.
Фудзияма - не яма - гора
Над священной и быстрой рекой.
Ямамото - такой генерал,
Харакири - обычай такой.
Проклиная судьбину свою
(На дворе, между прочим, январь!)
Он нарочно наполз на змею,
И впилась ядовитая тварь!
В чай разбитое бросил стекло,
Глядя все на заветный платок,
И, чтоб время не даром прошло,
Сделал очень приличный глоток.
Фудзияма - не яма - гора...
Всю посуду и мебель круша,
Он у газовой встал у плиты,
Все конфорки открыл и дышал,
И шептал: "Если б видела ты!"
А когда уже не было сил,
Он воскликнул: "Была ни была!" -
Чиркнул спичкой, зажег керосин,
И, как факел, в ночи запылал!
Фудзияма - не яма - гора...
Догоравшей рукою смахнул
Он с горящего глаза слезу
И с крутого обрыва махнул
Под катящийся поезд внизу.
Его тело наутро нашли.
Врач сказал, посмотрев сквозь очки:
"Опоздали вы на пять минут, -
Медицина бессильная тут!"
Фудзияма - не яма - гора
Над священной и быстрой рекой.
Ямамото - такой генерал,
Харакири - обычай такой.
Икебана не пища - цветы,
Гейши их собирали в букет,
Самураи уж больно круты,
Не достать на Кабуки билет!
Фудзияма - не яма - гора!
Камикадзе любили сакэ.
Цунами бушевало в Консю,
Кимоно на Хоккайдо в ходу.
Фудзияма - не яма - гора!
Чио-Чио-Сан, если б знала
Джиу-джитсу, дзю-до, карате
Не случилось бы с ним ничего!
"Северный вариант"
Он сперва себе стрельнул в висок,
Палец левой ноги оторвал,
Кровью выпачкал весь потолок,
Когда кишки стамеской вскрывал
Фудзияма - не яма - гора
Над священной и быстрой рекой.
Ямамото - такой генерал,
Харакири - обычай такой.
А у калия (Sic! - А. Б.) есть цианид (Sic! - А. Б.),
Генерал им кололся до слез.
Утопиться хотел, паразит -
Утюга до реки не донес.
Фудзияма - не яма - гора...
Скорый поезд в Киото спешил -
Генерал под него не успел,
Изо всех своих старческих сил
Под последний трамвай угодил.
Фудзияма - не яма - гора...
Вот и кончен печальный рассказ
О великой, но страстной любви.
О судьбе Ямамото не раз
Сочинит Голливуд боевик.
Фудзияма - не яма - гора...
Икебана - не пища - цветы,
Гейши их собирали в букет,
Самураи уж очень круты,
Не достать на Кабуки билет!
Фудзияма - не яма - гора...
Фудзияма - не яма - гора!
Камикадзе любили сакэ.
Цунами бушевало в Консю,
Кимоно на Хоккайдо в ходу.
Фудзияма - не яма - гора...
Фудзияма - не яма - гора!
Чио-Чио-Сан, если б знала!
Джиу-джитсу, дзю-до, карате
Не случилось бы с ней (Sic! - А. Б.) ничего!
Фудзияма - не яма - гора...
Солнце встает над рекой Хуанхэ
Публикуемый текст записан в Псковской экспедиции Эрмитажа в 1991 году.
Песня "Солнце встает над рекой Хуанхэ" широкое распространение получила в середине 80-х годов. Это, пожалуй, наиболее поздняя из кумулятивных, "докучных" песен, прочно вошедшая в экспедиционный репертуар. Точное время ее возникновения и история создания пока не установлены, но, не исключено, что она появилась на волне т. н. "китайских" песен 70-х годов.
Интереснейшая ее особенность - речитативные вставки. Но если диалог солиста и хора в целом довольно распространен, то обязательный речитатив-монолог солиста (в тексте песни выделен курсивом) - явление редкое. Еще одной особенностью этой песни является тот факт, что в большинстве экспедиций она исполнялась, как правило, не во время застолий, а по дороге "на раскоп - с раскопа" или непосредственно на раскопе. Любопытно, что эта, уникальная в своем роде песня, связана с восточной тематикой.
Понедельник. Первый рабочий день в СССР и в Китае
Солнце встает над рекой Хуанхэ,
Китайцы на поле идут,
Горсточку риса зажав в кулаке,
И Мао портреты несут.
Хор китайцев:
У-ня-ня, у-ня-ня, у-ня-у-ня-ня!
Вторник. Второй рабочий день в СССР и в Китае
Солнце встает над рекой Хуанхэ,
Китайцы на поле идут,
Горсточку риса зажав в кулаке,
И Мао портреты несут.
Хор китайцев:
У-ня-ня, у-ня-ня, у-ня-у-ня-ня!
Среда. Рабочий день в СССР. Рыбный день в Китае.
Солнце встает над рекой Хуанхэ,
Китайцы на поле идут,
Хвостик селедки зажав в кулаке,
И Мао портреты несут.
Хор китайцев:
У-ня-ня, у-ня-ня, у-ня-у-ня-ня!
Четверг. Рабочий день в СССР. Банный день в Китае.
Солнце встает над рекой Хуанхэ,
Китайцы купаться идут,
Хвостик мочалки зажав в кулаке,
И Мао портреты несут.
Хор китайцев:
У-ня-ня, у-ня-ня, у-ня-у-ня-ня!
Пятница. Рабочий день в СССР и в Китае.
Солнце встает над рекой Хуанхэ,
Китайцы на поле идут,
Горсточку риса зажав в кулаке,
И Мао портреты несут.
Хор китайцев:
У-ня-ня, у-ня-ня, у-ня-у-ня-ня!
Суббота. Выходной день в СССР, рабочий день в Китае. Китайцам завидно, поэтому их хор грустен.
Со-о-о-лнце встае-о-о-т над реко-о-ой Хуанхэ,
Кита-а-айцы на поле иду-у-у-у-у-ут,
Го-о-о-о-орсточку риса зажав в кулаке,
И Мао портреты несу-у-у-у-ут.
Но от тайги до британских морей
Красная армия всех сильней!
И поэтому:
У-ня-ня, у-ня-ня, у-ня-у-ня-ня!
Суббота. Выходной день в СССР, рабочий день в Китае. Вечер.
Солнце садится в реку Хуанхэ,
Китаец с китайкою спят,
Дети-китайцы сидят на горшке,
И Мао портреты шуршат.
И не слышно хора китайцев:
У-ня-ня, у-ня-ня, у-ня-у-ня-ня!
В начало страницы
По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: a.eremenko@archaeology.ru . Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе. Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав. При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна © В.Е. Еременко 1999 - настоящее время
Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
|