Археология.РУ   Открытая библиотека имени В.Е.Еременко

Главная страница    |   Карта сайта    |   Контакты    |   Подписка на новости

Археология.РУ - Новости археологии вКонтакте

Поиск на сайте:    

Сайт Археология.РУ основан в 1999 году. Максимум информации - минимум излишеств! Сказать "Спасибо"

Присылайте, пожалуйста, Ваши материалы для публикации через форму обратной связи

Статьи

Л.С. Клейн. Время кентавров

Аннотация

Проспект - аннотация. Книга издана: Санкт-Петербург, Евразия, 496 стр., 153 рис., 49 цветн. илл., тираж 2000 экз.

Книга о грекоариях и кентаврах (Интервью с автором книги)

Составитель Л.С. Клейн


 

Научно-популярная книга «Время кентавров» принята к публикации издательством «Евразия» и запланирована на 2009 год. Книга эта названа автором так не фигурально, а потому, что он в самом деле находит отражение мифических образов кентавров в медном веке степей северного Причерноморья. В науке распространено представление, что образ кентавра порожден у народов, не знавших коневодства, впечатлением о всадниках у соседних народов. Автор считает, что незачем непременно искать реальность за монстрами мифологии, что кентавр – это поздняя переделка образа божества, связанного с брачными ритуалами и общего для греков, индийцев и иранцев. Отражение такого божества он находит в энеолитическом искусстве степей.

 

Кроме кентавров он разбирает происхождение и других образов монстров – единорога, дракона, циклопов, цербера. Всех их он связывает с общим наследием – с мифологией юго-восточной ветви индоевропейских народов. Из этого общего корня он выводит греков, иранцев, индоариев, армян, фригийцев и фракийцев. А этого общего языкового предка их он называет грекоариями и помещает в медный век степной полосы нашей страны и сопредельных стран. Корень этот является юго-восточным ответвлением индоевропейского древа.

 

Разумеется, это не истина в последней инстанции (таких вообще в науке мало), а научные гипотезы и их солидная аргументация. Греческим кентаврам соответствуют индийский Гандхарва и иранский Гандарева. Греческий термин «циклоп» («киклоп») означает «круглоглаз», и первоначально циклоп имел не один глаз, а три. Древние статуи трехглазых чудищ с круглыми глазами распространены по восточной части наших степей. Каковы были функции этих мифических фигур? В каком народе они сформировались? Сходство мифологии, спроецированное на языковое родство и позволяет автору реконструировать общих предков ряда народов, выделившихся из праиндоевропейского народа и связать их с определенными археологическими культурами.

 

Книга представляет собой соединение научной монографии с популярным изложением для публики. От научной монографии в ней многое. Это оригинальное исследование, которое вводит в оборот ряд совершенно новых гипотез о происхождении культуры греков и индийцев, аргументируя эти гипотезы фактами. Однако этот труд отличается от традиционных монографий тем, что написан доступно, с детективным (для увлекательности) построением, изложен общепонятным языком и избегает громоздкого ученого аппарата. Таким образом, книга должна привлечь как специалистов (они обойдутся без формальных ссылок на источники, и без того им известные), так и для широкого читателя (который в источники всё равно не полезет). Некоторые разделы книги публиковались в журнале "Знание - сила", что дает представление о стиле книги. А для ученого мира автор готовит более детальную монографию.

 

Близкое родство языков индоарийских (санскрита, хинди и др.) и иранских (персидского, таджикского, скифского, осетинского) побуждает лингвистов полагать, что эти группы населения составляли некогда один народ – ариев, поскольку это их самоназвание (под ариями в науке понимаются исключительно иранцы и индоарии, никак не германцы или славяне). В индоевропейской языковой семье ближе всех к арийским стоят греческий и армянский. Грубо говоря, если все индоевропейцы (сла­вяне, германцы, романские народы и др.) по языку – братья, скажем, двоюродные, то греки и арии – родные братья (как, возможно, и предки ар­мян). Значит, решая проблему происхождения тех и других, надо учитывать эту их особенность. Надо искать их общее происхождение.

 

Исходя из этого автор полагает, что греки, арии (иранские и индийские) и, возможно, армяне составляли некогда один народ. Автор назвал его грекоариями. Этому соответствуют и тесные связи трех мифологических систем - греческой, индоарийской и иранской (у всех есть кентавры, тритон, Уран и т. д.), хотя эти системы территориально разобщены и контакты между ними в историческое время вряд ли реальны. Идея автора состоит в том, что общие предки перечисленных народов обитали в степях Восточной Европы в энеолите (IV тыс. до н. э.). Он находит в энеолите степей изображения, в которых можно усмотреть прототипы образов мифологии греков, иранцев и индийцев. Как автор пришел к этому заключению?

 

Языковеды и историки-филологи еще в прошлом веке пришли к вы­воду, что арии - пришельцы в Индии и Иране: до них там обитало другое население. Иранцев советские археологи сумели увязать с несколькими культурами бронзового века степей нашей страны – срубной культу­рой, андроновской и др. (II тыс. до н.э.). Прародину индоариев уста­новить оказалось труднее: Археологи всё больше сходились во мнении, что тоже из степей, но откуда именно? То ли они пришли в Индию из Ирана, то ли из Средней Азии, Казахстана и т. п. В начале 1980-х автором была выдвинута (и принята рядом археологов) новая концепция. По ней, индоарии прибыли в Индию из Северного При­черноморья. То есть прежде индоарии жили не восточнее, а западнее иранцев.

 

Известно, что индоарии вторглись в Индию с севера незадолго до сер. II тыс. до н. э., перед самым составлением Ригведы. В языке их и культуре сохранились следы контактов с финнскими народами, населявшими лесную полосу Восточной Европы, включая север Украины. Поэтому исходный очаг индоариев нужно помещать по соседству - в степной полосе Евразии. Ряд прямых сходств связывает катакомбные памятники III тыс. до н.э. с культурой исторических ариев Индии – погребальные обычаи, окраска некоторых частей тела в красный цвет, особые виды оружия, специфическая игра в кости и т.д. Скифы Северного Причерноморья по языку иранский народ (как таджики или осетины), но в культуре скифы унаследовали многое от индоариев, своих предше­ственников в наших степях.

 

Зная, кто был предками индоариев, а кто - иранских наро­дов, мы можем указать и общих предков тех и других - на тысячу лет раньше в наших степях, в IV тыс. до н.э. Это ямная культура степных курганов.

 

Проследить происхождение греков - значительно труднее. Рас­шифровка табличек письменности в Пилосе и Кноссе позволила досто­верно опуститься с греческим языком до 13 - 14 вв. до н.э., а лингвисты давно обнаружили в Греции до-индоевропейский субстрат: местные названия говорят о том, что до греков там жило неиндоевропейское население. Греков выводят в Грецию с севера, откуда они принесли погребение в кургане. Таким образом, и их можно вывести из степей.

 

Получается, что шесть тысяч лет назад обширную зону степей - от Дуная вплоть до границ Китая — занимали европеоидные скотоводы. В энеолите степей есть немало памятников искусства и культа, живо напоминающих те прообразы мифологии, которые можно восстановить по мифическим фигурам, известным у греков, иранцев и индоариев. Например, по греческому кентавру, индийскому Гандхарве и иранскому Гандареве восстанавливается образ, очень близкий к Керносовскому идолу IV тыс. до н. э., найденному на Украине.

 

Автор также рассматривает происхождение хеттов, предполагая их предков на Среднем Дунае, реконструирует величественную миграцию фригийцев от Дуная до Индии в эпоху Ригведы, говорит о судьбах Трои. Представляя и аргументируя свои гипотезы, автор излагает и другие, приводя и их аргументацию, чтобы у читателя сложилась объективная картина.

 

Объем книги предусматривается около 22 авторских листов плюс много иллюстраций. Библиография в книге не исчерпывающая, а рекомендательная – для более детального ознакомления с затронутыми проблемами.

В начало страницы

Оглавление

Введение

1. Монстры и реалии

2. Подступ к этногенезу

I. Рождение Европы

1. Миф о Европе

2. Индоевропейское родство

3. Праязык, пранарод и прародина

4. Лингвистическая реконструкция

5. Пять гипотез о прародине

6. Ветвление индоевропейского древа

7. Суодеш и его глоттохронология

8. Возможности и границы археологии

9. Миграции

10.Шажками или прыжком?

11. Проблема чистоты исследования

12. Трамплин

II. Приход греков

1. Почему «приход греков»?

2. «Народы моря»

3. Микенские династы

4. С апсидными конурами

5. Греки, хетты и лувийцы

6. Троя и Среднее Подунавье

7. Хетты и катастрофы в Азии

8. Хетто-лувийцы в Греции?

9. Испокон веков?

10. Невидимые миграции

11. Неуловимые протогреки

12. Следы протогреков

13. Откуда они пришли?

III. Гордиев узел

1. Языковые древеса

2. Грекоарии и армяне на индоевропейском древе

3. Связующие изоглоссы

4. Происхождение армян

5. Историческое предание и лингвистика

6. Троянская война

7. Хетты, ахейцы и Троя

8. Илион без Троянской войны

9. «Пришли фригийцы…»

10. Троянская война в новом свете

11. Народы-невидимки

12. Фригийцы – бхриги - мушк

13. Хронология вторжения в Малую Азию

14. Археологическая идентификация мигрантов

15. Прародина армянофригийцев и грекоариев

IV. Прародина ариев

1. Запоздалое прозрение

2. Проблема

3. Арии Ригведы и Авесты

4. Ближние поиски

5. Окаменевшие слова

6. Прародина индоариев

7. От лесных шаманов

8. Где они камлали?

9. Распределение заимствований

10. Индия на Кубани?

11. От Скифии до Индии

12. Погребенные в катакомбах

13. Следы на путях

V. Предки ведических ариев

1. Аргументация преемственности

2. Готовность к открытию

3. Новый подход

4. Как у барона Мюнхгаузена

5. Эта вечная свадебная ночь…

6. Земляной дом

7. Курильницы для птиц?

8. Красная смерть

9. Игра в кости

10. Оружие Индры

11. Коронное доказательство

12. Из Палестины в Индию?

13. Цепная реакция

VI. Птицы, собаки и погребальные костры

1. Враждующие братья

2. Что говорил Заратуштра

3. Арьянэм Вэджо и бобрихи

4. Ахуры против дайвов

5. Чем кормили Цербера?

6. Грифы на башнях

7. Рожденные в горшках

8. Бессмертие и огненный круг

9. У ворот в Индию

10. Горшки лицом к лицу

11. Носатые сосуды и Насатья

12. С Дуная к Инду

13. Предшественники Александра Македонского

VII. Каменные люди медного века

1. Три шага вглубь тысячелетий. Болваны на земле и под землей

2. Нашествие степняков?

3. Одесский курган

4. Два шага в сторону. Менгиры в Румынии и Франции

5. Еще два шага вглубь

6. И всё-таки еще шаг вглубь. Незамеченная сенсация

7. Шаг в другую сторону. Танцующие человечки и кавказский рекорд

8. Следы на камне

9. «Немые боги» заговорили

VIII. Майкоп: Азия, Европа?

1. Золото и красные кости

2. Раздвоение

3. Кашки идут на север

4. Дырка для души и безголовые боги

5. Загробные собаки

6. Колесо на шесте

7. Колеса и колесницы

8. Майкопский узел

IX. Игры с богами

1. Катакомбная игра в кости

2. Новосвободненские цифры

3. Кубики и шестиричный счет

4. Альчики: 4 из 6

5. Происхождение нуля

6. Как игру совершенствовали

7. Какою игра пришла в Индию

8. Чатурашра

9. Игра с лесным духом и богиней

10. Доля царя

X. Тропой единорога

1. Головы без тела, скипетры без царей

2. «Скорченные и окрашенные» на Дунае

3. Маленькие хитрости, большие концепции

4. Ход конем

5. Арии, их потомки и предки

6. Еще раз о симферопольской плите

7. Реализация монстра

8. Укрощение Единорога

XI. Дракон в узде

1. Пришельцы, увековеченные в камне

2. «Зверинообразный убор» или «бычья рогатость»?

3. Типология сквозь классификацию

4. Слишком богатое искусство

5. Тучные и тощие быки

6. Трудный экскурс в хронологию

7. Звери, люди и боги

8. Китайский дракон?

9. Родина пришельцев

10. Всерьез о доброте дракона

11. Если в небе много солнц

12. Циклоп и Шива

XII. Кентавры повсюду

1. Миф без логики

2. Кентавры и их двойники

3. Родственники в Индии

4. Конь на карнавале

5. Россия – родина кентавров?

6. Хвостатый погонщик

7. «Керносовский идол»

8. Пояснения к эпиграфу

Заключение

1. Грекоарии - обобщение

2. Индоевропейцы в перспективе истории

Дополнительное чтение

В начало страницы


По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: a.eremenko@archaeology.ru . Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе.
Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав. При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна © В.Е. Еременко 1999 - настоящее время

Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter