|
СтатьиЛ.С. Клейн. Анатомия "Илиады"АннотацияСанкт-Петербург, изд. Санкт-Петербургского университета, 1998, 555 с. Составитель Л.С. Клейн
Книга (изд. С.-Петербургским университетом, 1998) представляет собой итог многолетнего исследования, отчасти публиковавшегося статьями в ведущих отечественных журналах по античной истории и ориенталистике. В журнале "Народы Азии и Африки" крупнейший историк-востоковед И. М. Дьяконов в специальной статье о гомероведческих исследованиях автора высказался о них так:
"На мой взгляд, работа Л. С. Клейна построена так, что полностью ее опровергнуть будет весьма трудно, да и поправки сколько-нибудь кардинального характера представляются маловероятными. Теория Л. С. Клейна, несомненно, породит обширную литературу... Не исключено, что исследования Л. С. Клейна, если взять их во всем объеме, будут означать начало новой эпохи в гомероведении" (1987, №2, с. 210 - 211).
Монография посвящена структуре и. происхождению Илиады. Автор подошел к тексту как к историческому источнику и применил к нему метод, которым в свое время Библия была расчленена на составные компоненты. Библейские критики подметили, что в ней некоторые сюжеты повторяются, но в этих повторениях бог называется по-разному. Отсюда был сделан вывод: это разные источники, разные составные части текста. Как ни странно, именно этого метода никто никогда к Илиаде не применял. В духе современности автор дополнил метод библейской критики статистикой.
Содержательный и статистический анализ текста привел исследователя к выводу, что немецкие ученые XIX века были правы и эпопея складывалась путем слияния из отдельных поэм разного авторства. В мировом гомероведении в настоящее время преобладает позиция "унитариев" (ученых, отстаивающих единство текста, единоличное авторство Гомера). Позиция "аналитиков" (противоположная, которой и придерживается автор предлагаемого исследования) была давно отвергнута, в частности и на статистических основаниях. Однако статистическую методику автор применил не механически, а в сплаве с традиционной содержательной (методы “библейской критики”).
Автор проследил распределение по Илиаде синонимичных имен - топонимов, этнонимов и линых имен богов и героев (Илион – Троя, Скамандр – Ксанф, ахейцы – данаи – аргивяне, Александр – Парис), а также других синонимов (предлогов, частиц). Оказалось, что они распределены по поэме очень по-разному, при чем многие в распределении коррелируют друг с другом. С каждым из синонимичных имен сочетаются другие группы эпитетов. Оказалось также, что синонимы из этих пар и триад хорошо коррелируют с содержанием эпоса: одни синонимы густо роятся в одних сюжетах, другие - в других. На этом основании автор пришел к выводу, что Илиада составлена из нескольких компонентов разного происхождение и возраста.
Герои поэмы тоже распределены в ней по-разному и часто совершают одни и те же подвиги (Ахилл и Диомед даже ранены в одно и то же место - в пяту). А так как распределение языковых элементов совпадает с распределением мотивов содержания, то составные части поэмы поддаются реконструкции. Восстанавливаются разные пра-эпопеи о взятии Илиона. По заключениям автора, поэма образовалась путем слияния шести основных компонентов, узнаваемых в числе прочего по различному именованию греков. В частности, видимо, существовали "ахейская" и “данайская" песни с Ахиллом в качестве главного героя и "аргивская" песнь с Ахиллом и Патроклом, а также «аргивская» песнъ с Диомедом. В поэму был включен древнейший блок с Аяксом (наиболее фольклорный по характеру). Выделяются и позднейшие добавки с Энеем (гомеровская Энеида).
Поскольку реконструируются отдельные исходные эпопеи, то возможно и их самостоятельное рассмотрение - анализ состава, происхождения, датировки. Значительная часть монографии посвящена описанию и характеристике этих компонентов, определению их возраста и местности формирования. Для идентификации этих песен использованы и археологические данные. В числе выводов также новая локализация Трои (на традиционном месте помещается лишь Илион, который существовал отдельно от Трои).
Историчность индивидуального сказителя (старца Гомера?) не отвергается, но его роль в создании текста поэмы признается меньшей, чем принято считать – она проявилась лишь на позднем этапе формирования текста. Основные творцы жили раньше.
Автор уже опубликовал одну книгу об Илиаде - "Бесплотные герои. Происхождение образов Илиады" (1994). В вышедшей книге рассматривается происхождение каждого из основных образов Илиады, тогда как в новой монографии доказывается составной характер поэмы и восстанавливаются пра-тексты.
Книга рассчитана на филологов и историков. Работа снабжена большим количеством статистических таблиц и карт. Объем текста 37 авт. листов. Иллюстраций на отдельных стр. ок. 40. ОГЛАВЛЕНИЕОт автораВведение. ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС: МЕТОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Глава I. ИЛИОН И ТРОЯ
Глава II. АХЕЙЦЫ, ДАНАИ, АРГИВЯНЕ
Глава III. КОРРЕЛЯЦИЯ СИНОНИМОВ В «ИЛИАДЕ»
Глава IV. «ДАНАЙСКИЙ» КОМПОНЕНТ «ИЛИАДЫ»
Глава V. «АХЕЙСКИЕ» КНИГИ «ИЛИАДЫ»
Глава VI. ДРЕВНЕЙШИЕ КНИГИ «ИЛИАДЫ»
Глава VII. АЯКСЫ
Глава VIII. «АХЕЙСКАЯ» «АХИЛЛЕИДА» - ВЫДЕЛЕНИЕ И ЧАСТЬ ОБРАМЛЯЮЩАЯ
Глава IX. «АХЕЙСКАЯ» «АХИЛЛЕИДА» - ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ
Глава X. АХИЛЛ: ИСТОКИ ОБРАЗА
Глава XI. КНИГИ «ИЛИАДЫ», ПРОСЛАВЛЯЮЩИЕ «АРГИВЯН»
Глава ХП. ГОМЕРОВСКАЯ ЭНЕИДА
ЗаключениеСписок, сокращенийПриложения
По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: a.eremenko@archaeology.ru . Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе. Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter |