Археология.РУ   Открытая библиотека имени В.Е.Еременко

Главная страница    |   Карта сайта    |   Контакты    |   Подписка на новости

Археология.РУ - Новости археологии вКонтакте

Поиск на сайте:    

Сайт Археология.РУ основан в 1999 году. Максимум информации - минимум излишеств! Сказать "Спасибо"

Присылайте пожалуйста свои материалы для публикации через форму обратной связи

Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Статьи

Л.С. Клейн. Бесплотные герои: происхождение образов «Илиады»

Аннотация

СПб, Фарн, 1994
СПб, Художественная литература, 1994

Составитель Л.С. Клейн


 

Книга «Бесплотные герои» издана совместно издательствами «Фарн» и «Художественная Литература» в 1994 г. в Санкт-Петербурге. Это научно-популярная книга, рассчитанная на интеллигентного читателя. Посвящена эта книга героям гомеровской «Илиады». Глава за главой  в ней рассматриваются все основные образы этой эпической поэмы (всего таких очерков в книге 15) с целью выяснить откуда они проникли в эпос. То есть были ли они реальными историческими фигурами или это чисто художественные образы, вымысел творца. Путем применения ряда филологических и археологических методов автор выясняет, что ни то, ни другое не имело места.

 

Прообразы этих героев, по его заключению, существовали предварительно в греческих культах. Это были местные культовые герои, покровители тех или иных сфер жизни, вроде позднейших христианских святых. Такие герои возникали обычно из погребальных культов выдающихся местных деятелей – вождей, колдунов, целителей, гадателей. Первоначально ничего общего с Троянской войной и вообще с завоеванием Малой Азии они не имели. (Да и сама реальность Троянской войны – под сомнением, но это уже тема для другой книги.) Любопытно, что в поэме они занимаются только тем, в чем они были специализированы как объекты культа. Так Ахилл был святым покровителем на водах, охранителем кораблей, и в «Илиаде» он вступает в бой только тогда, когда враги подошли к кораблям. Старец Нестор вне «Илиады» был культовым целителем, связанным с богом врачей Асклепием – и в «Илиаде» он, числясь великим полководцем, занимается на деле только целением ран. И т.д.

 

Автору удалось установить и последовательность, в которой эти герои проникали в эпос. Дело в том, что во всяком фольклоре (а эпос слагался в фольклорной традиции) эпитеты имеют тенденцию окостеневать, образуя стандартные формулы. Вот процентная доля таких стандартных формул по сравнению с общим числом эпитетов того или иного героя, может служить показателем длительности его жизни в эпосе. Самыми древними  в эпосе оказались Елена, ее любовник Александр (Парис) и Аякс, более поздними – Ахилл и Гектор, гораздо более поздними – Приам и Патрокл, а самыми поздними – Эней и Пандар. Эта раскладка позволила вычленить наиболее ранние сюжетные линии и реконструировать этапы формирования сюжета Илиады.

 

По мнению автора, основной сюжет Троянского цикла возник из древнего бродячего сюжета о похищении прекрасной жены царя и о походе его с братом на восток, чтобы отвоевать ее у похитителя. Такой сюжет зафиксирован в египетской сказке, более древней, чем «Илиада». Агамемнона включили в цикл позже и сделали микенском царем, хотя первоначально это был спартанский герой, как и Менелай. Включение Ахилла в этот сюжет произошло еще позже, и, чтобы мотивировать его отсутствие в основных событиях войны, уже воспетых, его пришлось поссорить с главным вождем Агамемноном и устранить от боев. Так возник эпизод, в силу своей злободневной назидательности (вредность раздоров) ставший главным для отдельной поэмы этого цикла – «Илиады».

 

Конечно, всё это предполагает, что поэма не была создана одним творческим актом, одной личностью – Гомером, а складывалась постепенно, разными певцами, и состоит из частей разного происхождения. Однако и этот вывод, который может быть подтвержден статистическим анализом текста, автор оставляет для другой книги, которая им также написана ("Анатомия Илиады").

 

Книга "Бесплотные герои" имеет четкий ограниченный сюжет, свою задачу, и автор старается не выходить за ее пределы.

 

Книга невелика – чуть больше 10 авт. листов (190 страниц) – и снабжена рядом карт, схем и древних изображений (они все подобраны не из времени, к которому относят Троянскую войну, а из Гомеровского времени: VIII – VII веков до н.э.). В тексте приводятся ссылки только на античных авторов, а в конце книги приложены рекомендательные списки литературы к каждой главе для более глубокого ознакомления с проблематикой.

В начало страницы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Общая ситуация

1. «Илиада» и  гомеровский  вопрос

2. Проблема и методы

Часть II. Этюды о героях

1.Парис

2. Елена

3. Агамемнон

4. Гектор

5. Аякс

6. Ахилл

7. Диомед

8. Одиссей

9. Приам

10. Нестор

11. Патрокл

12. Феникс

13. Эней

14. Сарпедон

15. Пандар

Часть III. Заключение

Формирование сюжета (опыт реконструкции)

Список античных письменных источников, приводимых в тексте  сокращенно

Избранная литература для более глубокого знакомства с проблематикой

В начало страницы


По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: info@archaeology.ru
Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе.
Если владельцы авторских прав на некоторые из текстов будут возражать против их нахождения на сайте, я готов удалить их
Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав
При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна © В.Е. Еременко 1999 - настоящее время

Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter