|
СтатьиЛ.С. Клейн. Об искусствеАннотацияПроспект - аннотация еще не изданной книги. Составитель Л.С. Клейн
Книга объемом в 21 авт. л. (издательство еще не намечено) состоит из статей, написанных в разные годы на темы искусства петербургским археологом и филологом-классиком профессором Л. С. Клейном. Археология, особенно классическая, очень близка искусствоведению и раньше составляла с ним одну научную дисциплину. Обе первоначально считались частью филологии. Филология и сейчас включает в себя и изучение художественной литературы, родственной искусству.
Автор преподавал в Петербургском университете и в Европейском университете в Петербурге, а также читал курсы лекций в Западно-Берлинском и Венском университетах, в ряде университетов Англии, Дании и Швеции, в университете Вашингтона и других.
Собранные статьи печатались в специальных изданиях, частью на иностранных языках и малодоступны рядовому читателю. Некоторые статьи вообще печатаются впервые.
В сборнике статьи сгруппированы в три раздела. Первый раздел посвящен общим вопросам теории искусства. Сюда входят статьи по генезису искусства и культуры. а также статьи о теории стиля. Это, пожалуй, самый трудный и спорный раздел искусствоведения: что такое стиль – на этот вопрос не могут ясно ответить крупнейшие искусствоведы. В археологии, однако, этот раздел разработан более строго, чем в других науках, связанных с искусством, и автор использует эту возможность для выведения общих суждений.
В первый раздел включена также инициированная автором жаркая дискуссия по формализованно - психологической методике изучения художественных произведений.
Второй раздел освещает историю классической археологии как науки об античном искусстве. Особое место в этом разделе занимают биографии Й.И. Винкельмана (основоположника как археологии, так и искусствоведения) и Н.П. Кондакова (роль которого не только в русской, но и в мировой науке обычно недооценивается).
В третьем разделе представлены статьи по проблемам познания первобытного искусства. Обсуждается и вопрос, может ли современное искусство быть ключом к пониманию первобытного.
Вне этих разделов - заключительная статья автора об эволюции изобразительной деятельности от палеолита до наших дней. Рассматриваются три главных аномалии этой эволюции, представляющих, по мнению автора основные поворотные пункты в истории искусств. Одна из этих аномалий – парадокс высочайшего мастерства «примитивной» (палеолитической) живописи, вторая – стремление художников модерна к искажению реалий, третья – возвращение искусства в тоталитарных обществах к частичному реализму. Предлагается анализ причин и следствий этих аномалий.
Статьям автора предпослано предисловие искусствоведа Ивана Дм. Чечота, а завершается книга его же обширным послесловием, в котором он подробно разбирает положения и идеи Л.С. Клейна с позиций представителя следующего поколения.
Книга рассчитана на всех, интересующихся вопросами искусства, а для искусствоведов, психологов, историков и археологов она представляет и специальный интерес. ОглавлениеПредисловие от редакции:
Предисловие от автораЧасть I. Общие вопросы теории искусства
Часть II. Искусство в классической археологии
Часть III. Познание первобытного искусства
Вместо заключения
Послесловие:
БиблиографияУказатели предметный и именной
По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: a.eremenko@archaeology.ru . Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе. Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter |