Археология.РУ   Открытая библиотека имени В.Е.Еременко

Главная страница    |   Карта сайта    |   Контакты    |   Подписка на новости

Археология.РУ - Новости археологии вКонтакте

Поиск на сайте:    

Сайт Археология.РУ основан в 1999 году. Максимум информации - минимум излишеств! Сказать "Спасибо"

Присылайте, пожалуйста, Ваши материалы для публикации через форму обратной связи

Статьи

Л.С. Клейн. Гармонии эпох

Аннотация

Проспект - аннотация еще не изданной книги.

Составитель Л.С. Клейн


 

«Гармонии эпох» (принята в издательство «Евразия», Петербург) - это необычная книга о музыке. Автор – не музыкант, а известный ученый, профессор и доктор наук, специалист по археологии и культурной антропологии. Впрочем, это не первая книга о музыке, написанная не музыкантом и не искусствоведом. О музыке писали серьезные произведения советский нарком иностранных дел Чичерин, писатель Ромэн Ролан, философ Теодор Адорно. Автор не специалист, но музыкальное образование у него есть, и, конечно, есть навык подвергать изучаемые явления строгому анализу.

 

В книге прослежено, как изменялась гармония на протяжении истории, как одна гармоническая система сменялась другой под воздействием сдвигов в социальной психологии. Автор пытается проследить, как психологические стереотипы вызывали к жизни те или иные гармонические структуры.

 

Этот подход  позволяет автору заинтересовать читателя классической музыкой, сделать формы серьезной музыки ближе и понятнее рядовому слушателю. Легкая музыка близка многим, а для восприятия серьезной музыки нужна способность улавливать в ней понятные и осмысленные фигуры. В каких-то случаях это фигуры, сближающие серьезную музыку с легкой, в других это поддержка других искусств (скажем, в опере), в третьих - так называемая изобразительная музыка. Вот подобным осмыслением поможет восприятию музыки и увязка разных стилей и структур с психологическими мотивами.  

 

Автор показывает, что джаз и рок – не антимузыка, а закономерные формы музыки, связанные со всем развитием музыкальной культуры, что они многими корнями уходят в традиционную музыку. В связи с этим ставится вопрос о путях дальнейшего развития музыки. Книга написана живым языком и доступна широкому кругу читателей.

 

Для проверки и внесения диалогической живости автор дал свой текст молодому композитору Настасье Хрущевой и книга завершается их дискуссией.

 

[Предисловие. Я не музыкант и даже не музыковед. Как профессионал в науке я специализировался по разностороннему изучению культуры: археология, филология и культурная антропология. Довелось касаться и проблем искусства. Но из моих книг эта – первая о музыке. Нужно объяснить, с какой стати профессор археологии и антропологии решился изложить в печати свои соображения о музыке.

 

В детстве родители дали мне не только общее, но и музыкальное образование. Параллельно с общеобразовательной школой я учился в  музыкальной школе, прошел ее ускоренным темпом и поступил в музучилище (заведение типа техникума). Там проходил уже не только занятия по классу фортепьяно, но и сольфеджо, историю и теорию музыки. Выступал до 13 лет с концертами, играл даже с симфоническим оркестром, словом меня направляли на стезю вундеркинда. Но я взбунтовался и эту перспективу отверг. Меня больше привлекали науки. Тем не менее, впоследствии я не чурался и музыкальных интересов: в студенческие годы руководил эстрадным ансамблем, в преподавательские – курировал факультетскую самодеятельность.

 

Все, чем я занимался, я старался осмыслить с позиций науки. Из размышлений о месте джаза и рок-музыки в перспективе истории культуры родилась небольшая книжка «Гармонии эпох», написанная около 1977 г. В книге я стремился проследить, как социальная психология эпохи сказывается на формировании приемлемой для этого времени гармонии, как гармонические структуры, входящие в моду, всякий раз соответствуют привычным для данной эпохи социальным представлениям и настроениям. Книга связывала социальную психологию с музыкой. Я написал ее по договоренности с одним издательст­вом, но издание застопорилось.

 

Однако в 1978 году на Дворцовой площади в Ленинграде произошли многотысячные беспорядки, вызванные отменой запланированного рок-фестиваля с участием американских звезд. Рок-музыку стали давить с новым усердием, и издательство испугалось. Рукопись мне вернули. Но перед тем, видимо, кто-то ее скопировал. Так или иначе, она сосколь­знула в самиздат. А через год меня уже попросили предста­вить оригинал в КГБ. Месяца два держали там рукопись, а потом улыбчивый молодой человек вернул ее, сказав, что у них весь отдел читал ее с увлечением, что никакой крамолы в ней нет, что как раз таких книг не хватает, отсюда и беспорядки, что некоторые шероховатости, политически нехорошие, редактирование уберёт, словом — я могу ее издавать. Они даже готовы дать рекомендацию. Но у меня что-то пропала охота.

 

А в 1980 г. наши войска вошли в Афганистан, разрядка окончилась. Сахаров был отправлен в Горький, на вольномыслящих и подозреваемых в вольномыслии обрушились репрессии,  начались аресты ряда университетских преподавателей – им предъявляли чисто уголовные обвинения, поскольку Брежнев объявил, что в Советском Союзе нет политических заключенных. Я был арестован в марте 1981 г., и не мои музыкальные вкусы были причиной ареста. Власти были раздражены моей независимой позицией в науке (социальной науке!) и тем, что меня часто печатали на Западе. Тот самый молодой человек из КГБ руководил допросами по моему делу. Когда в 1982 г. я вышел на свободу, я долго был безработным, лишь постепенно начали снова печатать, а с 1994 г. восстановился в Университете.

 

Через пять лет после моего выхода на свободу нашелся один экземпляр моей рукописи о гармониях эпох. Я попытался продвинуть ее в печать, но тщетно. Издательства тогда еще опасались печатать недавнего зека. Знакомые, кому я давал рукопись читать, особенно из молодежи, настаивали на том, что нужно ее опубликовать: она им помогает понимать музыку. Коллеги, особенно искусствоведы, предостерегали: всё-таки я дилетант, могут быть просчеты, ошибки. Вдобавок, стремясь изложить сложнейшие проблемы кратко, для небольшого объема, я неизбежно упрощаю, скорее всего, чрезмерно. Но разработать тему подробнее всё руки не доходили. Так рукопись и залегла в моем архиве.

 

Со времени написания работы прошло три десятилетия. По моим нынешним представлениям, в рукописи есть смысл, но ее бы стоило интенсивно доработать – хотя бы потому, что столько литературы опубликовано с тех пор! Однако на проработку этой литературы и переработку самой рукописи у меня нет ни времени, ни сил (мне уже за восемьдесят). Отдавая ее в печать, придется ограничиться лишь самой простой редакционной правкой (кое-где всё же ввожу и содержательные вставки, выделяя их квадратными скобками, а также обновляю некоторые ссылки, заменяя старые издания новыми и иностранные - появившимися русскими переводами). Надеюсь, в основных чертах текст не устарел, и, заменив названия групп и стилей на более современные, молодежь узнает свои проблемы, свои конфликты и свои запросы. История всегда ведет к современности. Вчерашнее будущее – сегодняшняя злободневность, а сегодняшние перспективы – это уроки прошлого. Поэтому я без боязни отдаю на суд нынешнего поколения свои размышления, остановленные 30 лет назад.

 

Чрезмерные упрощения, конечно, возможны, даже вероятны. Но когда стремишься понять сложные вещи, поначалу неизбежно упрощаешь. Потом можно устранить упрощения. Я излагаю здесь свои попытки понять зависимость музыкального языка от социальной психологии эпох. Надеюсь, они помогут тем, кто, так же, как я, стремится это понять.]

В начало страницы

Оглавление

Предисловие

1. Музыка будущего или плохая музыка?

2. Археология музыки

3. Единоголосие, единогласие

4. Экскурс в современность

5. Органум – сверстник органа

6. Второй экскурс в современность: рок

7. Трубадуры, Ars Antiqua и гимель

8. Третий экскурс в современность

9. Контрапункт: точка против точки

10. Четвертый экскурс в современность: джаз

11. Генерал-бас и И. С. Бах

12. Пятый экскурс в современность

13. Функциональная гармония

14. Шестой экскурс в современность: баян

15. Гармония романтиков

16. Седьмой экскурс в современность: блюз

17. Музыка ХХ века

18. Музыка «легкая» и «тяжелая»

19. Рядом с классической музыкой

20. Мастер и молоток

Послесловие

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Полемика. Письмо Настасьи Хрущевой

Литература

Список иллюстраций

Указатель предметный

Указатель  именной

В начало страницы


По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: a.eremenko@archaeology.ru . Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе.
Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав. При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна © В.Е. Еременко 1999 - настоящее время

Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter