Археология.РУ   Открытая библиотека имени В.Е.Еременко

Главная страница    |   Карта сайта    |   Контакты    |   Подписка на новости

Археология.РУ - Новости археологии вКонтакте

Поиск на сайте:    

Сайт Археология.РУ основан в 1999 году. Максимум информации - минимум излишеств! Сказать "Спасибо"

Присылайте, пожалуйста, Ваши материалы для публикации через форму обратной связи

Статьи

Л.С. Клейн. Перевернутый мир

Аннотация

Санкт-Петербург, Фарн, 1993, 224 с. (под псевдонимом Лев Самойлов)

Составитель Л.С. Клейн


 

Приключения российского ученого в тюрьме и ГУЛАГе в самом конце Брежневской эпохи изложены от первого лица, но, в отличие от других подобных книг ее акцент не на описании притеснений, а на размышлениях о природе человека. Книга содержит научное, но живое описание и анализ закрытого криминального общества. Автор проводит подробное сравнение этого мира с доисторическим обществом и высказывает предположение, чем вызвано это сходство. А сходство очень многообразно: татуировка как система знаков, обряды инициации, развитая система табу, три касты, клановые конфликты, вожаки и их дружины, побратимство, обмен без денег и т. п.

 

Автор считает, что это и есть естественное общество, тогда как наше обычное общество - искусственное. Дело в том, что человеческая натура сформирована в кроманьонское время, и с тех пор биологически не изменилась. Homo sapiens sapiens, как этот вид называется с некоторым преувеличением, в Европе существует уже 40 000 лет (а на Востоке значительно больше). Всеми нашими интеллектуальными и социальными достижениями мы обязаны нашей культуре, не нашей натуре. Это хорошо видно по тем примерам, когда в Индии были найдены дети, утащенные и воспитанные волками. Так что когда люди лишены современной культуры (или она в дефиците) и предоставлены самоорганизации (а именно это имеет место в советских лагерях принудительного труда), они образуют общество, очень близкое к доисторическому, к обществу верхнего палеолита.

 

Тема важна, поскольку все советское общество испытало влияние лагерного мира с его жаргоном, песнями, обрядами, обычаями, представлениями и моралью, ибо только за 30 лет св. 30 миллионов человек - значительная часть взрослого населения страны - прошли через лагеря и тюрьмы. Вот почему эта книга, публиковавшаяся еще в журнальном варианте (с продолжением в течение 4 лет в гг. 1988 - 1991) в популярнейшем ленинградском ежемесячнике "Нева" тиражом в 700 тыс. экз., вызвала шквал откликов. Поскольку КГБ и цензура тогда еще сохраняли свою силу, очерки выходили под псевдонимом Лев Самойлов. В 1988 году они получили от этого журнала медаль "За лучшую публикацию года". Многие письма читателей публиковались в журнале после каждой главы (ныне включены в книгу). Была и дискуссия по книге в журнале "Советская этнография". Когда книга была переведена в Германии, рецензенты сравнивали ее с "Мертвым домом" Достоевского.

 

Автор, известный археолог, преподававший в Ленинградском университете, был арестован в последнюю волну репрессий, обрушившуюся на ленинградскую интеллигенцию в начале 80-х. В то время удар пал на профессоров и университетских преподавателей, придерживавшихся слишком нестандартной позиции, слишком часто печатавшихся на Западе и слишком популярных среди молодежи. В значительной части арестованные были еврейского происхождения. Поскольку тогда была принята установка, что в Советском Союзе нет политических закпюченных, всем арестованным были подысканы чисто уголовные обвинения. Автор был обвинен в гомосексуализме (следствие и судебный процесс, напоминающий по напряженности процесс Оскара Уайлда, подробно описаны в книге, и приведены факты, говорящие об участии КГБ).

 

Редактор журнала «Нева», где публиковались впервые эти очерки автора, запросил бывшего следователя, ведшего дело, верны ли описываемые факты. Следователь подтвердил, что факты автором не искажены. Кроме того, он признал, что дело организовано «силами застоя». Текст этого письма приложен к книге.

Книга написана как воспоминания и публицистические очерки. Поскольку вмененное автору нарушение норм жестоко преследуется в уголовном мире, ему было чрезвычайно трудно выжить с таким обвинением в криминальной среде и сохранить человеческое достоинство. Как и почему это удалось? Книга читается как детектив.

 

Журнальный вариант 1988-91 гг. был поврежден цензурой. Немецкое издание 1991 г. неполное. Полное русское издание вышло в 1993 г. в изд. «Фарн» (Санкт-Петербург). Объем текста ок. 7 авторских листов (222 стр.). В 1987 г. вышло словенское издание. По сведениям автора, готовится новое издание (на русском языке) на Украине.

 

Издание на английском языке под тем же названием невозможно, потому что уже существует очень известная английская книга с таким названием совершенно другого содержания. Поэтому на случай английского издания автор заготовил иное название: “Savage society” («Дикое общество»).

В начало страницы

ОГЛАВЛЕНИЕ

От издательства

От автора

Гл. I. Страх

1. Ночной звонок

2. С песней по жизни

3. Золотая лихорадка

4. Варяжская баталия

5. Музыкальная история

6. Теория с практикой

7. Театр абсурда

8.  Право мертвой.руки

9.  Жизнь под колпаком

10. Самые компетентные

Письма-отклики

Гл. II. Правосудие и два креста

1. Остановленное время

2. "Оставь надежду..."

3. От тюрьмы и сумы

4. В тесноте и обиде

5. Два креста

6. Неравное состязание

7. "Помни о пекаре!"

8. Перестройка - время реформ

Письма-отклики

Гл. III. Расправа с помощью права

1. Я, Раздатчик Сахара

2. Забытое письмо

3. Действующие лица за сценой

4. Спектакль с участием

5. Фемида в повязке и без

6. Игра в поддавки

7. Презумпция невиновности и "порнография духа"

8. Плутни Фемиды

9. Убежавший приговор

10. Можете жаловаться, можете жаловаться

11.  Синдром Жеглова

12.  Семь гарантий

Приложение: два письма

Письма-отклики

Гл. IV. Семнадцатая экспедиция

1. Вышки в степи

2. Другая сторона Луны

3. Лютая зона, дом родимый

4. Двоевластие

5. Шкала террора

6. Педагогическая трагедия

7. Педагогическая пародия: труд и коллектив

8. Перековка, перестройка, революция

9. Далекое близкое

Письма-отклики

Гл. V. Под краевым солнцем

1. Свой взгляд на ад

2. История болезни

3. Ад - глазами француза

Приложение

Этнография лагеря

Из статьи В.Р. Кабо "Структура лагеря и архетипы сознания"

В начало страницы


По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: a.eremenko@archaeology.ru . Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе.
Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав. При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна © В.Е. Еременко 1999 - настоящее время

Нашли ошибку на сайте? Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter